Из чего состоит комплект звукового оборудования.

Сегодня обсудим из каких базовых приборов должен состоять комплект звукового оборудования для типового актового зала общеобразовательной школы.

Сразу должен заметить, что для правильного акустического расчёта почти всегда требуется детальная инженерная проработка, где исходя из параметров зала: его размеров, размеров сцены, особенностей расположения окон, колонн, балкона, если есть, подбирается необходимое оборудование. Здесь на качество и правильное распределение звука влияет не только мощность колонок, но и их углы раскрытия, звуковое давление, встроенные процессоры, системы управления и другие важные параметры.

Итак, для озвучивания зала нам потребуется два вида колонок: сателлиты и сабвуферы. Сателлиты отвечают за передачу верхних и средних частот, сабвуферы – за низкие частоты, за басы. Чаще всего они ставятся парами – на каждую сторону по одному сабвуферу и саттеллиту. Но в случаях, когда бюджет сильно ограничен, иногда можно обойтись одним сабвуфером на зал, или даже полностью отказаться от их использования, хотя это очень нежелательно, так как существенно снижает качество звука. В некоторых случаях, особенно если зал большой, и бюджет позволяет, правильнее вместо описанной выше системы использовать линейные массивы. В больших залах они способны распространять звук дальше и равномернее, обеспечивать более оптимальную громкость по всему помещению, нежели обычные сабвуферы с сателлитами, но и стоят они, как правило, дороже.

Еще один важный вид колонок – так называемые мониторы. Они кладутся на сцену, направляются на выступающих артистов, чтобы они хорошо себя слышали напрямую. Без таких мониторных колонок артист на сцене слышит звук, отражённый от противоположной стены, с весьма ощутимой задержкой, петь или говорить в микрофон в таких условиях очень сложно и некомфортно. Особенно, когда речь идёт не о профессиональных музыкантах, а о детях, зачастую и так неуверенно себя чувствующих на сцене. Такие дополнительные колонки как правило стоят очень недорого, и в масштабах сметы на звуковое оборудование большой роли не играют. Дополнительное существенное преимущество таких колонок в том, что они лёгкие. Если нужно провести линейку на улице, их легко вынести и скоммутировать, не трогая при этом основной системы, что, конечно, сильно продлевает срок её эксплуатации.

Важная часть комплекта звукового оборудования – микрофоны. Микрофоны бывают обычные проводные и радио. Радиомикрофоны в свою очередь делятся на ручные, головные гарнитуры и петличные. В зависимости от целей, подбирается необходимое количество тех или иных микрофонов. Конечно, это только основные варианты, их есть еще несколько десятков видов, но сейчас речь идёт только о стандартных решениях.

Важнейшим элементом звукового оборудования является микшерный пульт – это мозг всей системы, прибор, с помощью которого она управляется. Микшерные пульты бывают двух видов – аналоговые и цифровые. На аналоговых пультах всё управление осуществляется ручками – фейдерами и потенциометрами, расположенными непосредственно на приборе. С такими микшерами достаточно просто научиться работать, и стоят они относительно недорого. Цифровые пульты могут управляться не только с самого прибора, но и с планшета, что делает настройку звука более качественной, расширяет возможности управления системой, позволяет сохранять и программировать настройки. Но в них несколько сложнее разобраться, и стоят они дороже.

Стойки, коммутация, различные провода, разъёмы, переходники подбираются исходя из конкретного оборудования и его расположения, так как от этого зависит длина кабелей – и это еще один, казалось бы, второстепенный, но де-факто очень важный аспект, который надо учитывать при формировании комплекта. Потому, в том числе, мы как правило при первом же разговоре просим указать размеры зала и сцены, а лучше выслать планы и фотографии.

Надеюсь, такое краткое объяснение поможет вам сориентироваться в необходимом вашей школе оборудовании, и более предметно определить что именно нужно приобрести